Четверг, 28.03.2024, 22:44
Приветствую Вас Гость

Документальные, научно-популярные и обучающие фильмы

Документалистика


Война в воздухе. Колониальные войны. Центральная Африка.
В течение многих лет Бельгия проводила гораздо более жесткую колониальную политику, чем остальные колониальные державы Европы. Когда многие страны признали право колоний на самоопределение, Бельгия все еще пыталась сохранить свои владения. Позже она изменила свою точку зрения, но гражданская война в Бельгийском Конго уже разгоралась.


Шведские военные самолеты, выполняющие боевые вылеты вне воздушного пространство Швеции, — редкое зрелище. Однако во время конфликта в Кон го в 1960-х годах истребители Saab J 29 совершали полеты для поддержки действий войск ООН.

Несколько веков ряд европейских стран нещадно эксплуатировали ресурсы африканских колоний. Однако после Второй мировой войны страны-колонизаторы уже не могли удерживать свои разваливающиеся империи. В течение двух десятилетий 40 колоний получили суверенитет. Последствия этого медленного и достаточно кровавого процесса, сопровождавшегося гибелью тысяч людей, ощутимы и в наши дни.
Одно из первых и наиболее серьезных движений за независимость возникло в Бельгийском Конго, но Бельгия надеялась, что сумеет справиться с этим движением. Однако этого не случилось, и Бельгия за, одну ночь изменив политику, в 1960 году предложила колонии независимость. Но с первых же дней самостоятельного существования в Бельгийском Конго началась и продолжалась более семи лет гражданская воина, в основе которой лежал трайбализм (культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность). За этот период было совершено множество ужасающих зверств как против бельгийских граждан, так и против местного населения.
Угроза мирному переходу к независимой форме правления возникла, когда Моис Чомбе провозгласил отделение от Бельгийского Конго богатой ресурсами провинции Катанга. Когда резолюция ООН призвала обеспечить порядок в регионе, оказалось трудно выбрать страну — члена организации, свободную от колонизаторского прошлого, представителей которой можно было бы отправить в район, где царили антиимпериалистические настроения и жажда мщения.


Эскадрилья (Flygflottij) 22 была добровольческим подразделением, оснащенным истребителями-бомбардировщиками и разведывательной модификацией J 29. Самолеты с фотоаппаратурой несли камуфляжную окраску, в то время как внешние поверхности стандартных боевых машин не были окрашены и имели естественный металлический цвет.

Наличие военно-воздушных сил обеспечили Швеция, Канада, Индия и Эфиопия. Самым многочисленным было шведское добровольческое военно-воздушное подразделение — эскадрилья (Flygflottij) 22, оснащенная истребителями Saab J 29, а также самолетами Otter и Beaver производства компании de Havilland Canada. Наземный персонал прибывал из Норвегии и Дании. Хотя шведские ВВС не были оснащены, организованы или обучены для проведения длительных операций на заморских территориях, 22-й эскадрилье пришлось прослужить в Конго с 1961 по 1963 год, постоянно демонстрируя высокую боеготовность.
Примечание: Индия, Эфиопия, Италия и Швеция посылали военные самолеты для поддержки с воздуха сил ООН, которым приходилось вести все более активные боевые действия. Вскоре начались боевые вылеты против сепаратистов Катанги. Индийские самолеты B(l).Mk 58 Canberra использовались в качестве ночных бомбардировщиков.

J 29 в действии
Базировавшиеся в Лулуабурге и Камине девять истребителей J 29B и два разведчика J 29C совершили множество боевых вылетов против катангских сепаратистов. Помимо разведок и штурмовок, им приходилось осуществлять сопровождение индийских бомбардировщиков Canberra. Самыми крупными операциями шведских летчиков были внезапные удары по авиабазе в Колвези в 1962 году, когда им удалось вывести из строя почти все боевые самолеты Катанги. Точность и мощность этих ударов оказала столь сильное психологическое воздействие на служивших в Катанге белых наемников, что многие из них дезертировали и бежали в Анголу.

Снова Катанга
Бывшее Бельгийское Конго, переименованное в республику Заир, испытывало постоянные трудности. В марте 1977 года иностранные наемники вторглись в южную провинцию Шаба с целью поддержать создание независимого государства. Президент Заира Мобуту объявил в стране чрезвычайное положение и обратился к Франции и Марокко с просьбой о военной помощи. В ответ Франция и Марокко провели операцию Verveine, в рамках которой 12 французских транспортных самолетов Transall доставили 1500 марокканских десантников на авиабазу в Колвези. При участии ограниченного контингента из США, французских самолетов Mirage III и заирских Aermacchi МВ.326 нападение наемников было отражено. Второе вторжение в мае 1978 года осуществлялось при лучше организованной ПВО сепаратистов, и около 10 самолетов ВВС Заира (включая шесть МВ.326) было сбито, прежде чем с помощью французских и бельгийских десантников нападение вновь удалось отбить.


Заирские учебные MB.326 были достаточно эффективны в противопартизанских операциях, но из-за недостаточного технического обслуживания и низкого уровня подготовки пилотов они не сыграли заметной роли в борьбе за контроль над страной.

Войны в районе Великих Озер
Район Великих Озер в Центральной Африке стал одной из самых горячих точек за последние два десятилетия. Президент Уганды Иди Амин был низвергнут в результате мятежа, вспыхнувшего на основе межплеменной розни. Амин имел несколько самолетов МиГ, полученных от стран Варшавского Договора, но они практически не принимали участия в боевых действиях, развернувшихся по большей части на земле. Преемник Амина, Милтон Оботе, также был свергнут. Расположенные южнее республики Руанда и Бурунди постоянно находились на грани жестоких межплеменных конфликтов (которые периодически все же разгорались) между господствующим ныне племенем хуту и ранее доминировавшим племенем тутси. Но конфликты 1970-х и 1980-х годов — буквально ничто по сравнению с событиями 1990-х, когда представители разных племен буквально рвали друг друга на части. И снова авиация не принимала заметного участия в боевых действиях, хотя именно гибель президента Руанды в авиакатастрофе в Бурунди вызвала зверские погромы. Но авиация, однако, оказала неоценимую помощь, доставляя необходимые запасы миллионам людей, бежавшим от ужаса, охватившего их дома.

Падение Мобуту
Конфликты в Руанде и Бурунди перекинулись в Заир, где власть престарелого и страдающего неизлечимой болезнью Мобуту начала ослабевать. Партизанские формирования под руководством Лорана Дезире Кабила подступили к столице, после падения правительства французские и бельгийские транспортные самолеты использовались для эвакуации граждан Европы и США. Для поддержания порядка на суше были призваны воздушно-десантные части европейских стран. Британские силы в регионе были представлены 39-й эскадрильей, оснащенной самолетами Canberra PR.Mk 9 (1 PRU). Мобуту бежал в Марокко, где умер от рака, новое правительство переименовало Заир — теперь это Демократическая Республика Конго.


Самолет Canberra PR.Mk 9 выруливает на стоянку аэродрома Энтеббе после проведения операции Purposeful mission в Руанде. Целью этой операции британских ВВС были поиски руандийских беженцев, скрывавшихся в джунглях западного Заира. С 20 ноября по 19 декабря 1996 года был совершен 21 вылет, Canberra отыскала 300 000 беженцев.

Примечание: Франция внесла наиболее существенный вклад в военные усилия в данном регионе. Французские войска направлялись туда не менее 30 раз, начиная с 1960-х годов. В основном это были наземные операции, проводившиеся при поддержке эскадрилий снабжения ВВС, оснащенных Transall C.160. При необходимости эти же транспортные машины высаживали французских десантников.

Категория: | Добавил: ATB (31.08.2010)
Просмотров: 2169 | Теги: самолет, Война, Конго, Африка, Заир, ПВО, Бельгия, колонии | Рейтинг: 0.0/0


Похожие материалы:
Поиск
Форма входа
Логин:
Пароль: